1d9d677bc8e583bb4d522a1857870d13 Перейти к контенту

Е.И.Рерих. «Победа в единении, в единении, в единении».


Рона

Рекомендуемые сообщения

Е.И.Рерих. «Победа в единении, в единении, в единении».

Почти в каждом своем письме к ученикам и сотрудникам Е.И.Рерих пишет о единении, которое так необходимо всем, а особенно тем, кто встал на путь Учения. Все мы читаем эти строки, эти драгоценные послания и к нам, сегодняшним. Но почему же мы не можем воспринять и вместить их, как должно,словно наши сердца покрыты ледяной коркой и драгоценные мысли скользят по ней, не откладываясь внутри нашей души.

Единение! Как не хватает нам, являющим собой принадлежность к движению, именующему себя Рериховским, этого наипервейшего качества, одного из четырех оснований, заложенных в основу Учения. Сколько разобщений, нетерпимости, раздражения, себялюбия, витает над нами, незаметно вклиниваясь между нашими сердцами, все более отдаляя нас друг от друга.

Именно поэтому захотелось опубликовать на сайте подборку из нескольких писем Е.И.Рерих, в которых она пишет об одной из самых главных своих забот и молитв сердца своего — о нашем Единении.

От редакции: Т. Бойкова

Е.И.Рерих. «Победа в единении, в единении, в единении».

(п.125,3 апреля 1932г. )

…Уже продолжительное время различные указания подготовляли наше сердце к принятию этого нового неслыханного выпада. Так же, как призывы к объединению сознания и крепости нити сердца с Иерархией Света указывали на единый путь победы. Запомним твердо, что лишь неожиданные действия и новые обстоятельства выбивают врага из позиции. Будем зорко всматриваться в зарождение новых обстоятельств. Обычно этот союзник меньше всего ожидается и учитывается. Сейчас настаивается лишь на том, чтобы продержаться в полном объединении сознаний. Ведь только тот может считать себя истинным учеником, кто вполне осознал необходимость объединения сознания, необходимость дружественного сотрудничества. Несоблюдение этого правила указывает на духовную слепоту. А разве может духовно слепой к самому существенному считаться учеником? Ведь Вы уже знаете, что психические посылки могут доходить лишь при подъеме духа или гармонии центров. Как же может дойти посылка, если вся аура представляет из себя щетину дикобраза?

Причем такая ощетинившаяся аура поражает и всю атмосферу вокруг себя, ибо прикасающиеся к ней электроны заряжаются теми же отрицательными свойствами и каждый человек, входящий в эту отравленную мятущимися электронами атмосферу, даже если он пришел с наилучшими намерениями, неизбежно подпадает под это воздействие и, в лучшем случае, угасает в своих порывах, а в худшем – воспринимает всю силу раздражения и уходит врагом. Все обстоятельства приходят от людей, и потому надо так хранить свою ауру и оберегать помещения свои от страшной заразы раздражения и разъединения.

Многие нити протягиваются Владыкой между Вами и полезными людьми. Но как часто одной вспышкой раздражения или одним себялюбивым порывом разъединения эти драгоценные нити, ткавшиеся месяцами, порываются, и неотложная помощь исчезает. Ибо та сторона, которая при соприкосновении с Вами должна была бы почувствовать необычайное влечение, симпатию, при встрече начинает ощущать антагонизм. Не говоря уже о том, что, ослабляя разъединением связь с Владыкой, дух наш не может запечатлеть в физическом мозгу психические посылки свыше. Ведь только тихая поверхность вод отражает правильно солнце, попробуйте замутить или взволновать ее, что станет с отражением?

Очень прошу Вас, любимые, понять эту самую существенную сторону не только каждого успеха, но и самого бытия нашего. Непростительно легкомыслие в этом отношении, ибо оно граничит здесь с предательством. Ведь дятлу подобно каждое Учение повторяет о губительности раздражения и разъединения; если бы это не было наисущественнейшим условием всего успеха, всего усовершенствования, не отводились бы этому страницы и страницы в каждой книге и во все века! Пусть сердце подскажет Вам эту великую истину, основу всего бытия!

Весь мир на краю пропасти, так же, как и мы, но преимущество на нашей стороне, ибо мы стали более или менее зрячими, каждый по сознанию своему, и потому можем устремляться со всей силою духа вперед; зная, что многие вчерашние решения не пригодятся или, вернее, смятутся будущим. Потому, умоляю Вас, родные, найдите всю силу духа воздержаться от малейшего разъединения, действуйте во всем сообща, сердцем ловя лучшее решение, и продержитесь это время, вцепившись руками и зубами во все возможности. Твердость, настойчивость и терпение все побеждают. Помните ту Силу, которая стоит за Вами, умейте призывать ежеминутно чистым сердцем этот Источник неисчерпаемый. Помните также об обычной тактике, которая может испугать малодушных и незнающих, но не Вас, уже не раз испытанных и видевших, как рушатся самые, казалось бы, несокрушимые стены от одного удара. Продержитесь, всеми силами пытайтесь отдалять сроки решений, в этом вся задача Ваша.

Срок нужный наступит, и мы еще раз принесем горячую благодарность Великому Охранителю Нашему. Сейчас, как сказано, идет сражение и нельзя сразу дать шах и мат. Не затрудним победу мелкими недостойными соображениями. Знаю, что в минуту трудную родные и близкие нам найдут всю силу и красоту духа и выкажут себя истинными царями духа. Всякая неудача обращается для сильного духа в основу изысканного завершения, так сказано. Не гибель, но победа суждена нам. Храните эту заповедь в сердце Вашем и ею утверждайтесь в битве. Хочу рассказать Вам мой сегодняшний сон. Почти отвесная скала, скользкая и темная, все мы взбираемся по ней, карабкаемся с величайшими усилиями один за другим – гуськом.

Впереди всех подымается Н.К., он уже почти у вершины, позади всех иду я и в страшном напряжении, руками и головой поддерживаю эту почти отвесную колонну подымающихся; и сейчас еще помню свое ужасающее напряжение, но вот мне вдруг полегчало, взглянула вверх и вижу, что Н.К. уже стоит на вершине, на твердой ровной площадке, в прекрасном серебряном свете и твердо протягивает руку подымавшемуся за ним. Так, любимые мои, и будет. Когда ступит нога его на вершину, подъем наш сразу облегчится. Так и будем помнить, и пусть никакие смущающие толки не сбивают Вас с правильного пути. Един путь, един Якорь и едино Сердце. Помните, много тайн в Космосе и каждому сужден свой путь. И каждый большой дух избирает свою чашу. Велика ноша наша, но нам суждена победа!

(п.130,5 мая 1932 г.)

Родные наши и любимые, умоляю Вас в такие грозные и решительные дни, как сейчас, напрячь все силы сердца, чтобы сохранить внутреннее единение. Ибо именно единение сердец поражает врага, не проникнуть ему через этот панцирь. И все вражеские доступы к делам затрудняются этою благодетельною энергией, эманирующей из центра объединенных сердец. Это не отвлеченность, но великая научная истина. Не будем легкомысленны и невежественны. Уже знаете из Учения, в какой страшный сокрушающий вихрь обращаются энергии раздражения и разъединения в мегафоне пространства, привлекая в свой водоворот все отрицательное, вплоть до болезней.

Неужели кто-нибудь из нас из-за постыдной слабости воли позволит сокрушить успешность построения и вовлечь себя в бездну отчаяния, когда глаза сердца откроются? Единение сейчас приказ битвы, и не может быть легкой победы без точного выполнения этого самого насущного приказа. Полезно перечитывать указания, данные не только на сегодняшний день, необходимо их постоянно иметь перед собою.

…Мужественные воины наши и мученики за Культуру, непобедимы будут Ваши ряды, объединенные сознанием Вашей правоты и сердцем, знающим истинные ценности духа и бытия!

Шлю Вам всю мольбу сердца, помните о единении, не разрушайте! Сердце болит о каждом из Вас, так хотелось бы облегчить тягость этого времени, но время это неизбежно. Постараемся облегчить его друг другу, насколько возможно. Пусть послужит оно к нашему украшению и возвеличению дел Владыки, Поручившегося за нас.

(п.145,3 ноября 1932 г.)

Родные наши, пишу Вам это письмо с великой болью в сердце. Так хотелось бы послать Вам ободряющее, самое радостное и огненно устремленное к созиданию, а вместо того должна твердить все об одном и том же, о самом насущном факторе самого существования Вашего и всех дел, именно о единении, о дружелюбии. За последний месяц часто слышу грозные предупреждения о неотложной необходимости прекратить все отяжеление между сотрудниками. Родные мои, спрашиваю Вас, такое ли положение вещей отвечает грозному, ужасному грозному времени и достоинству порученных дел?! Чем пробить сознание, не понимающее, что мы идем по тонюсенькой жердочке над зияющей пропастью! Когда нужно собрать все мужество, всю силу воли, все дружелюбие, осмотрительность и бережность, чтобы грубым окриком или действием не нарушить ритма шага. Сколько вражеских глаз следят за нами и ищут малейшую возможность нарушить ритм сплоченный и тем ввергнуть нас в бездну. Владыка так печалуется, видя, как кто-то неукоснительно хочет катиться под гору.

(п.156,13 декабря 1932 г.)

Родные, поймите же, наконец, в чем Ваше спасение! Победа в единении, в единении, в единении. В это исключительное время нужно всячески помогать друг другу, не время для всяких ревностей, завистей, обид и тому подобных ребяческих выходок. Все это так жалко и смешно, когда перед нами такое грозное, совершенно исключительное время, где лишь Указ Владыки может провести и спасти!!! Умоляю, дайте себе отчет в происходящем, не обманывайтесь кажущимися обстоятельствами. Денно и нощно помните об указанном. Только так явите твердую основу, на которой можно строить прекрасное будущее. Несказанно больно мне видеть, как мало кто думает о том страшном напряжении, в котором сейчас находится Владыка. Где та любящая рука, которая снимет часть тягости с Пламенного Сердца?! Где то сердце, которое почует признательность за все данное?! Не будем все трудности относить за счет служения. Будем справедливы и вспомним, как исполнялись указы! Сколько было сомнений, указаний на незнание обстоятельств, отложений в сроках и неточных или наполовину выполненных указаний!! Необходимо отставить все эти непонимания, надо расти сознанием и накоплять опыт и находчивость, ведь в этом вся цель существования на земле – выйти из темницы ребяческого мышления и из примитивного состояния мудсов[1]. Мы должны следовать не мудсам, но четкому мышлению, направляемому опытным Руководством. Родные мои, не сетуйте за все высказанное, у меня так наболело сердце, чуя все разъедающее разъединение и все перегружение Пламенного Сердца! Кто из Вас откликнется на мольбу сердца моего и явится тем великим умиротворяющим, всескрепляющим началом всех дел Владыки?

(п.158,29 декабря 1932 г.)

<…> Умоляю Вас, родные наши, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага – разъединение. У всех он свил себе гнездышко. Одоление этого врага обеспечит победу. Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнем с открытым сердцем, зажженным огнем устремления к Владыке, к охранению Его дел выявлять терпимость к друг другу. Но пусть это делается всеми без исключения. Пусть все сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено на счет соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего, в убеждении своей правоты, с внутренней удовлетворенностью прикладывает это к своему ближнему. Родные мои, мудрый и истинный ученик всегда будет прикладывать и искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе как будем

http://agni-yoga.eu/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

family_hir_foto.jpg

Рерих Елена Ивановна (1879 – 1955)

Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

eir_with_sons.jpg

Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав

Рерихи. Бологое, 1913

В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «<…> позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем <…> Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

eir_on_horse.jpg

Е.И. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции

С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н.К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце <…> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Николай Константинович, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

В 1926 году в Монголии (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е.И. Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики - и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти сочинения (или апокрифы, то есть тексты, не вошедшие в канонические писания) передают легендарные и исторические события давно минувших дней, рассказывают о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.

Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е.И. Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» – выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.

Письма Е.И. Рерих, изданные МЦР

Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.

Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Международным Центром Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934 - 1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.

portret_eir.jpg

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

http://video.mail.ru/mail/galina_bekh/428/432.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все на «Гималаи»!

В этнографическом музее прошла выставка Н.К. Рериха из серии «Гималаи».

Николай Константинович Рерих — человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний и редкого таланта. Он широко известен во всем мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Рерих был первым художником-альпинистом, преодолевшим такое количество высочайших горных перевалов и прожившим в горах более 20-ти лет. Попав в горный мир, в обитель вечных снегов он был глубоко очарован. Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу.

Этюды Гималайской серии написаны темперой. С итальянского это переводится как «смешивать краски». Сухие красочные пигменты смешиваются на эмульсионной основе из яичного желтка, водорастворимого клея и смолы. Рерих всегда краски изготавливал сам, по своим особым рецептам. В их состав входили растертые в порошок драгоценные и полудрагоценные минералы, которые он собирал во время своих многочисленных экспедиций. Со временем темпера дает красивую матовую фактуру, звучность цвета. Она быстро сохнет, поэтому ее накладывают широкими мазками.

Картины Рериха не оставляют нас равнодушными, они заставляют нас задуматься и по-новому взглянуть на то, что более всего волнует. Они оставляют в нас ощущение душевного подъема. В самой природе Гималаев, в необычайных эффектах освещения находит художник новые, казалось бы, несовместимые в живописи, цветовые сочетания и смело переносит их в свои работы.

От сопоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в его картинах горные цепи. Контрастность темно-лиловых и огненно-красных тонов порождает незабываемые закаты. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые и розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших световых эффектов. Рерих стремится дать цвету активное эмоциональное звучание и подчинить его философскому содержанию своих произведений.

У Рериха нет вялых, унылых тонов, невыразительных красок. Большинство его произведений строятся на необычно яркой цветовой гамме. Он пишет большими планами. В своих контрастах они дают напряженное торжественное звучание. Образы написаны жесткими четкими линиями, силуэты графичны.

Горы у Рериха показаны, как они видны не с высоты человеческого роста, а с высоты птичьего полета. Осмотр картин — это полет над горами, и душа, устремляется куда-то ввысь, в Космос, в Беспредельность, и возвратится затем на Землю лишь в новом очищенном виде. Мы видим на картинах сказочные горы, горы как лики, как сидящий страж, как лежащий богатырь или облака в виде сказочных животных, птиц, людей.

Эти картины более открыты для восприятия. Зритель воспринимает их в меру развития своей фантазии. Здесь мысль художника льется легко и свободно, не отвлекаясь на сюжетную сторону. Краски на этих полотнах сияют, линии звучат, горы зовут в далекий, сказочный по своей красоте, но реальный мир.

Этюды серии «Гималаи» влекут к себе зрителя. Там за горами — таинственная стана мудрецов, райская обитель — неизвестность, сказки, легенды Востока, грядущий новый мир. Там чистота и свежесть, играющая разнообразными полутонами и оттенками синевы неба, там идущие от Высших миров играющие огни, огни, излучаемые Священным камнем, огни, исходящие от Башен Шамбалы.

Многие критики, не видевшие Гималайских гор, обвинили Рериха в неестественности красок и надуманности сюжетов. Но Гагарин, побывав в космосе, глядя на Землю, воскликнул: «Неописуемая цветовая гамма! Необычна, как на полотнах Рериха!»

Художник передал необычайную величавую торжественность и красоту Гималайских гор, придав им одухотворенность, свойственную его искусству.

Эти картины — не только эстетическое наслаждение, но и нравственная проповедь, так как под искусством Рерих понимал то, что несет людям радость и красоту, будит добрые чувства, лучшие устремления.

Анастасия АНТОНОВА

по материалам этнографического музея

roerich1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Валентина Павловна Князева. Николай Рерих

Большой интерес для Николая Константиновича представляла и философия Л.Толстого. Вспоминая посещение писателя в 1897 году, он отмечает в своем дневнике, что именно в то время много говорилось о работе Толстого «В чем моя вера?» (1884) и только что вышедшем произведении «Что такое искусство?» (1897). Эти трактаты, явившиеся итогом многолетних наблюдений и раздумий Толстого, с наибольшей полнотой отразили его страстную мечту о будущем народа, его ненависть к существующему строю и мучительные поиски путей к преобразованию общества. В труде «В чем моя вера?» Толстой излагает свое учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании, как действенном начале, могущем в корне изменить жизнь, о непротивлении злу насилием.

Книга «Что такое искусство?» отражает эстетические взгляды Толстого 1890-х годов. Она, так же как и предыдущее произведение, полна непримиримых противоречий. В ней, с одной стороны, Толстой развивает лучшие идеи русской демократической эстетики, утверждая общественную роль искусства и литературы, народность, реализм. Страстно, гневно звучит его голос против нарождающегося декадентского искусства. И в то же самое время, исходя из учения о необходимости нравственного самоусовершенствования, он апеллирует к религии, как этической категории, призывает отказаться от критики темных сторон действительности и направить искусство на воспитание в людях добрых чувств любви, братства и единения.

Отвечая на вопрос о назначении искусства, Толстой писал:

«...Искусство должно устранять насилие. И только искусство может сделать это. Назначение искусства в наше время - в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою, и установить на место царствующего теперь насилия то царство Божие, т.е. любви, которое представляется всем нам высшею целью жизни человечества».

В основу взглядов Рериха легли самые разнообразные философские источники, из которых он постоянно черпал идеи, созвучные просветительству. Он стремился развить их, дополнить своими наблюдениями и разработать собственную теорию преобразования общества, наметить путь создания нового «действенного» Искусства, которое он ориентировочно называл «неонационализмом». Рерих, так же как и Толстой, приходит к отрицанию политики, открытой классовой борьбы.

Путь к будущему он также видит прежде всего в возможностях нравственного самоусовершенствования людей, в воспитательной силе искусства. «Из порабощенного, служащего искусство,- утверждал художник,- вновь может обратиться в первого двигателя всей жизни». Подобно Толстому, Рерих выдвигает положение о «добром» искусстве и рассуждает в данном случае так же отвлеченно, допуская только точку зрения «вечных» начал нравственности и красоты. Искусством, могущим изменить мир, он считает лишь то, которое несет людям радость и красоту, которое будит добрые чувства, лучшие устремления. «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы»,- читаем в статье «Глаз добрый». В современной действительности Рерих не видел такого искусства, не видел художников, которые полностью посвятили бы свое творчество воплощению идей добра и красоты.

Своеобразным было отношение Рериха к передвижникам. Еще в студенческие годы он горячо приветствует приход этих художников в Академию художеств, упорно учится у них, внимательно следит за их выставками, давая им высокую оценку в печати. В передвижничестве его захватило утверждение высокого общественного назначения искусства, борьба за национальные, народные истоки творчества. Это стало основой его художественной практики, идейной платформой борьбы с другими художественными объединениями. Но, глубоко почитая передвижников, высоко оценивая многие стороны их деятельности, Рерих в зрелые годы расходился с ними в понимании содержания искусства, не принимал критическую, обличительную направленность их творчества. У основной массы художников этого объединения он не видел также поисков новых изобразительных средств, к чему сам так упорно стремился. Ближе всего Рериху была группировка «Мир искусства», но и в ней он многое отрицал и не принимал.

В конце 1890-х годов, когда между передвижниками и мирискусниками завязалась острая, напряженная борьба, в эту борьбу включился и Рерих. Его более всего коробила западническая ориентация идеологов «Мира искусства», забвение ими общественной роли художника. На усиленное приглашение со стороны Дягилева в 1900 году вступить в «Мир искусства» Рерих отвечает категорическим отказом. Резко клеймит он первые выступления «Мира искусства» в своих статьях «Искусство и археология» (1898), «Наши художественные дела» (1899). «Если редакция «Мира искусства» считает себя поборницей нового направления, то как объяснить присутствие на выставке произведений рутинно-декадентских, в своем роде старых и шаблонных? Подобная неразборчивость устроителей выставки мало хорошего приносит искусству; безвременно одряхлевшее, отжившее декадентство и новое, свежее направление - вовсе не одно и то же», - пишет художник в 1899 году. О непримиримом, критическом отношении Рериха к организаторам «Мира искусства» Дягилеву, Бенуа, Сомову красноречиво говорят также его письма 1900-1901 годов к Стасову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...