Jump to content

Георгий Товстоногов. К столетию гениальго режиссера.


Recommended Posts

6_4_60415_1443003714.jpg

 

6_4_60448_1443188241.jpg
wikimedia.org 

 

Его сравнивают со Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, Таировым, Вахтанговым. И это очевидно. По своему человеческому масштабу и грандиозности созданного Товстоногов без преувеличения стоит в одном ряду с классическими театральными деятелями ХХ века.

Родился он в Петрограде 28 сентября 1915 года. После октябрьского восстания большевиков семья в переехала в Грузию. В 20-х годах юноша впитал все самое лучшее, что было тогда на грузинской сцене. Первый спектакль, в котором сыграл подрастающий Георгий, на всю жизнь оставшийся по-грузински Гогой, поставили силами школьного драмкружка по пьесе неустановленного автора, и назывался он "Перископ с правого борта". В школе учился очень хорошо, в совершенстве освоил немецкий язык, с ранних лет интересовался отечественной и зарубежной литературой, писал без единой грамматической ошибки такие глубокие, интересные сочинения, какие сегодня могли бы фору дать иной дипломной работе. По настоянию отца, не интересовавшегося театральной деятельностью и полагавшего, что это вообще никакая не деятельность, поступил в Тбилисский институт инженеров транспорта. На транспортного инженера проучился год. Один из его сокурсников запомнил эпизод, когда профессор высшей математики, читая лекцию, в сложной формуле произвел какое-то преобразование и добавил: "Этим мы убиваем двух зайцев". На что Гога на ухо сокурснику сказал: "А на ... нам зайцы?". Из такого отношения к высшей математике и железнодорожному транспорту не может не вытекать, что театр в душе юного Товстоногова вот-вот победит полностью и навсегда. Что и произошло, когда он под псевдонимом Г. Ногов несколько лет успешно проработал актером на сцене Тбилисского театра юного зрителя под руководством выдающегося режиссера Н.Я. Маршака и замечательного директора К.Я. Шах-Азизова. Директор Шах-Азизов стал на всю жизнь "добрым гением Товстоногова". Никто и никогда не выяснит, как он угадал в этом юноше недюжинное режиссерское дарование, но ведь угадал, и это определило дальнейшую судьбу талантливого Гоги. По настоянию Шах-Азизова его направили на учебу в Москву в Театральный институт на режиссерский факультет. Тогда, в 1933-м, Товстоногову было всего лишь восемнадцать лет.

До ста спектаклей в год смотрел приехавший из Тбилиси молодой человек. Большая московская сцена оказалась замечательной школой, поскольку среди "проходных" постановок было много выдающихся. Константин Сергеевич Станиславский и Всеволод Эмильевич Мейерхольд – его главные учителя. В 1937 году студента 4-го курса Георгия Товстоногова из ГИТИСа исключили. Его объявили сыном врага народа, сыном своего отца, арестованного по обвинению, что он японский шпион и собирался подрывать устои нового социалистического общества. И через несколько месяцев в том же ГИТИСе восстановили: Сталин с известным акцентом всей стране объявил, что "сын за отца не отвечает". Через несколько лет к семидесятилетию отца народов и главного театрала Советского Союза Товстоногов поставит спектакль, за который получит Сталинскую премию. Своеобразная дань Времени. Пришлось отдать и ее.

6_4_60449_1443188245.jpg
wikimedia.org 

Сквозь толщу минувшего и радужную ауру юбилейных торжеств удастся разглядеть и пустой зал БДТ 1956 года.

В том году Георгия Товстоногова назначили на должность главного режиссера большого по объему площадей ленинградского театра почти без зрителей, казенного учреждения культуры с клинически неинтересным репертуаром, безнадежно скучного и удручающе бесперспективного.

Сам он об этом писал: "…Я отказался этот театр возглавлять, понимая, что ничего с труппой сделать не смогу, а увольнять – нельзя. Я поставил ультиматум, что соглашусь, если мне позволят освободиться от ненужных людей. Ленинградское руководство пошло навстречу, сказали – увольняйте, через суд никто восстановлен не будет, и слово сдержали. Так мне удалось образовать новую труппу".


 

6_4_60450_1443188250.jpg
wikimedia.org 

 

О том, какой новизны и какого качества образовалась труппа, говорит хотя бы выборочное перечисление ее состава: Е. Лебедев, Е. Копелян, Т. Доронина, И. Смоктуновский, П. Луспекаев, С. Юрский, К. Лавров, В. Стржельчик, О. Басилашвили, Э. Попова, З. Шарко, Л. Макарова, М. Призван-Соколова, П. Панков и многие другие. Очевидно, что без этих крупных артистов, без такого спаянного, превосходного коллектива, созданного Товстоноговым, завоевать устойчивый, многолетний интерес зрителей к спектаклям БДТ было бы невозможно. И есть еще люди, которые помнят, что сразу же по приезде в Ленинград выискивалась возможность достать билет в БДТ. Неугомонные театралы платили приличные деньги спекулянтам; добывали билеты в прославленный театр, используя знакомства и связи, выменивали на японские зонты, блоки привозных американских сигарет и обещание ответить в Москве дефицитными продуктами и помочь с билетами в Театр на Таганке. Зрители слетались к театральному подъезду на Фонтанке со всех концов необъятной Родины, и те, кому удавалось попасть в БДТ, не могли не насладиться его постановками, из которых кому-то запомнились "Интервенция" и "Горе от ума", а кому-то пьесы Александра Володина, "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским, "Холстомер", "Три сестры". В чем причина такого феноменального успеха этих и других спектаклей на сцене БДТ - уже тогда хорошо знали и много об этом говорили, а потом, с годами, стало еще очевидней, что так работает знаменитая система К.С. Станиславского в интерпретации Товстоногова. О чем он писал: "Станиславский для театра сделал то, что Павлов для физиологии. Законы единства психической и физической жизни человека были одновременно открыты практиком Станиславским и ученым Павловым. И эти законы вечны, потому что они не выдуманы, а подсказаны жизнью".

И сам Товстоногов, и все, что он сделал, и все его громадное творческое наследство подсказано самой жизнью бурного, страшного, странного, а в чем-то и теперь продолжающегося ХХ века с тяжким его переходом в ХХI. В этих спектаклях – суть Времени, в котором он работал. Оно было, конечно, советским, но и, безусловно, общечеловеческим, что и звучало со сцены в таких "авангардных" спектаклях, как, например, "Три сестры". "Мне казалось, - писал Товстоногов, - что тема трагического бездействия с особой остротой звучит в наш век — век активного творческого вмешательства в жизнь. И чем приятнее, добрее, прекраснодушнее будут герои пьесы, тем страшнее прозвучит тема душевного их паралича. И, рассказывая сегодня о неосуществленной мечте чеховских героев, о крушении их идеалов, мне хотелось передать трагизм свершившегося с ними, потому что "Три сестры" — произведение трагическое… Любя своих героев, Чехов ненавидел тупую, бессмысленную жизнь, которая породила и их трагическую бездеятельность, и их пассивность, безволие и, в конечном счете, их равнодушие".

Он, иными словами, оставил очень яркий и очень светлый след в истории не только отечественной, но и всей мировой культуры, и наша сегодняшняя задача, а также и завтрашняя, след этот, по возможности, не затоптать, не опошлить, а то теперь мастера мы затаптывать самые светлые следы. Тем более что Георгий Александрович всегда был противником цинизма, махровой глупости, бездарности, тупости, канцелярщины. При этом был он всегда очень модным и хорошо одетым человеком, любил водить автомобиль, собирал театральные маски, мастерски рассказывал анекдоты и при всей своей строгости обладал высоким чувством юмора.

6_4_60451_1443188255.jpg
wikimedia.org 

Это был человек необозримого масштаба, высочайшей гуманитарной эрудиции. Он знал все самые важные и передовые театральные достижения и виртуозно применял их в своих постановках.

 

А в недописанных "Последних мыслях" есть такие слова: "…Завтра новому поколению режиссеров ставить спектакли, молодым актерам играть в них, а молодым зрителям их смотреть. Не будем скромничать — без опыта старших им не обойтись. Но пусть сами они двигаются дальше, вперед: жизнь коротка — искусство вечно".



Иллюстрации с сайта: wikimedia.org.   


http://www.superstyle.ru/28sep2015/vek_tovstonogova?print=1

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.



×
×
  • Create New...