af96f850e4d187e4caa4945461ab8cb1 Перейти к контенту

Знаменитое танго «Jalousie»


Рекомендуемые сообщения

 

Век живи — век учись… Как там пели в «Радионяне»?

Нельзя сказать «алфАвит», а можно — «алфавИт».
Кто говорит «алфАвит», неверно говорит!
Не говори «катАлог», а только «каталОг».
А «твОрог»? Можно «твОрог», а можно и «творОг»
 

С творогом-то всё понятно: можно «твОрог», а можно и «творОг». Но вот, к примеру, «жАлюзи» — говорить так уже нельзя ни в коем случае. Словари на этот счёт единодушны. Словарь «Русское словесное ударение» (2001 год): «ЖалюзИ [не жАлюзи], нескл., с. и мн.». «Русский орфографический словарь» Российской академии наук: «ЖалюзИ, нескл., с. и мн.». «Большой толковый словарь русского языка» (2009 год): «ЖалюзИ, неизм.; мн. и ср. [франц. jalousie]».

Повторим про себя несколько раз, чтобы крепче запомнилось: жалюзИ, жалюзИ, жалюзИ… ЖалюзИ, жалюзИ, жалюзИ… Ревность.

Ревность. Ибо французское слово «jalousie» и означает в переводе — ревность. Говорят, что наборные оконные занавески прозвали так потому, что жалюзи словно бы специально созданы для тайного подглядывания.

«Jalousie». «Жалюзи». «Ревность». Так называется и знаменитое танго 1925 года — вероятно, самое-самое знаменитое танго в мире. Слушаем его оркестровую запись, сделанную в 1929 году:

donq.jpg
Танго «Jalousie»«Ревность» (Géza Komor et son Orkestre)
Кстати говоря, там на картинке — это, случайно, не жалюзи?..

Изначально никаких слов у этого танго не было — да и откуда было им взяться, словам, если танго «Ревность», как утверждают, было написано специально для звукового сопровождения немого голливудского кинофильма под названием «Don Q, son of Zorro» («Дон Кью, сын Зорро») — одного из многочисленных фильмов на тему благородного Зорро, не то мстителя, не то разбойника?.. В главной роли снялся тогдашний любимец публики Дуглас Фэрбенкс. Впервые мелодия танго «Jalousie» прозвучала на публике 14 сентября 1925 года, в зале копенгагенского кинотеатра «Palads», на премьерном показе упомянутого голливудского фильма.

Дон Сезар де Вега, Долорес де Муро, испанские страсти, испанская грусть… Как там был поставлен вопрос в светловской «Гренаде» (тоже ведь 1926 год)?.. «Он песенку эту твердил наизусть, // Откуда у хлопца испанская грусть?..». Действительно, откуда у флегматичного датского «хлопца» по имени Якоб Гаде, автора бессмертной мелодии «Jalousie», взялась вдруг эта неподдельная испанская грусть?.. Вот как на этот вопрос отвечал сам композитор:

Однажды в газетах я наткнулся на сенсационные материалы о преступлениях на почве страсти, об убийствах из ревности, и всё это произвело на меня столь глубокое впечатление, что я никак не мог отделаться от размышлений на эту тему. Во время утренней прогулки, однако, я пришёл к разумному заключению, что вся эта ужасающая драма не имеет ко мне, в сущности, никакого отношения, так что она постепенно отошла в моих мыслях куда-то на задний план. Тем не менее, слово «ревность» застряло в моём сознании как название, к которому начали присоединяться ноты. Когда я пришёл домой, я сел за стол, и через несколько часов танго «Jalousie» было написано…

Новое танго было опубликовано в том же 1925 году издательством Gade & Warny, которое Якоб Гаде основал в Копенгагене вместе со своим коллегой Йенсом Варни.

manuscript.jpgroyalib.jpg
Рукопись и обложка первого издания танго «Jalousie»

В 1925 году Якобу Гаде исполнилось уже 46 лет, и он отнюдь уже не был новичком в музыке, хотя обстоятельства сложились так, что формального музыкального образования ему получить не удалось.

Родился он в провинциальном датском городке Вайле, в музыкальной семье. Отец, руководивший местным оркестром, постарался с малолетства ввести Якоба в мир музыки, так что выступать перед публикой мальчик начал уже с девяти лет. Но очень рано Якоб сообразил, что достичь чего-либо он сможет только в столице, и в возрасте 16 лет, имея в кармане всего лишь 80 датских крон, он отправился завоёвывать Копенгаген.

Надо сказать, что Копенгаген поддавался ему не очень охотно: в первое время приходилось и перебиваться случайными заработками, и недоедать, и спать на лестничных клетках…

gade1.jpg Впрочем, Якоб твёрдо знал, чего он хочет: стать дирижёром и композитором. Первое опубликованная им композиция — застольная песенка «Есть солнце в гроздях винограда» — появилась в 1900 году, когда юноше было уже целых двадцать лет. Песня эта пользовалась, должно быть, немалым успехом; во всяком случае, её охотно исполняла некая Эльна Фром — актриса, выступавшая тогда в казино, а позднее и киноактриса, снявшаяся в нескольких немых кинофильмах. Поскольку речь идёт о будущем авторе всемирного хита под названием «Ревность», стоит, вероятно, упомянуть и о том, что Эльна Фром, десятью годами старше Якоба Гаде, была его первой настоящей любовью и матерью троих его детей — впрочем, формально они никогда не были женаты и окончательно расстались в 1906 году. Эльна Фром была замужем дважды, и оба раза неудачно, а вот Якоб Гаде в 1908 году женился на актрисе Мими Миккельсен, которая оставалась его женой вплоть до своей смерти в 1951 году.

К дирижированию Якоб Гаде приступил примерно в 1903 году, последовательно руководя несколькими танцевально-развлекательными оркестрами. А вот профессионального скрипача из него не получилось: в датскую Королевскую академию музыки его не приняли, а когда в 1909 году тридцатилетний Якоб попытался было брать уроки у популярного педагога Макса Шлютера, то очень скоро понял, что с учёбой он несколько запоздал…

Годы Первой мировой войны оказались для Якоба Гаде весьма продуктивными в творческом отношении — и как дирижёра («Дагмар-театр» в Копенгагене), и как исполнителя (выступления в целом ряде концертов), и как композитора. К этому периоду времени относятся несколько его «французских» вальсов, которые были опубликованы им под псевдонимом Морис Рибо — в частности, медленный вальс «Сладкие секреты», написанный в 1919 году:

Якоб Гаде. Медленный вальс «Douces Secrets»«Сладкие секреты»
в исполнении Odense Symphony Orchestra (фрагмент записи 1998 года)

Короче говоря, к 1919 году юношеские мечты Якоба Гаде во многом осуществились: у себя на родине, в Дании, он достиг уже такого положения, когда одна из центральных газет с полным правом смогла назвать его «датским королём вальса». Тем не менее, именно в 1919 году «датский король вальса» решает отправиться через океан, чтобы поискать счастья в Америке — в качестве скрипача. Получив там работу вначале в скромном нью-йоркском кинотеатре, Якоб Гаде вскоре был принят в состав большого оркестра только что открывшегося киноцентра Capitol Cinema и, наконец, успешно выдержал конкурс за место в одном из старейших и крупнейших симфонических оркестров — Нью-Йоркском филармоническом. Целых два сезона он выступал с этим оркестром, постигая под руководством всемирно известных дирижёров тонкости исполнения сугубо классических симфонических произведений.

Заокеанский вояж Якоба Гаде не был длительным. Уже в 1921 году, когда он проводил отпуск у себя на родине, в Дании, ему предложили стать дирижёром оркестра Palads Teatret, крупнейшего тогда кинотеатра Северной Европы. От этого предложения невозможно было отказаться, ведь в новой своей должности ему предстояло не только самостоятельно руководить немаленьким оркестром, но и подбирать репертуар для музыкального сопровождения немых фильмов: именно здесь пригодился ему опыт исполнения классических произведений, именно здесь ему предоставлялась возможность в полной мере проявить и свой собственный талант как композитора. И спустя четыре года именно здесь, в зале копенгагенского киноцентра «Palads», состоялась премьера его нового танго «Jalousie».

palads.jpg
Зрительный зал кинотеатра «Palads» в Копенгагене

А в 1929 году в Копенгаген пришло звуковое кино, которое уже не нуждалось ни в каком оркестровом сопровождении. Блистательный век немого кино постепенно заканчивался, и многие музыканты, связавшие свою судьбу с кинематографом и не сумевшие приспособиться к новым условиям, теряли тогда свою работу. Осенью 1929 года и Якоб Гаде оставил киноцентр «Palads», но доходы от «Ревности» обеспечивали ему вести вполне безбедное существование — особенно после того, как в середине 30-х годов его танго завоевало Соединённые Штаты, где продажи грампластинок с записью «Ревности» быстро преодолели миллионный рубеж:

Танго «Jalousie» звучит в исполнении оркестра Boston Pops
под управлением Артура Фидлера (запись 1935 года)

Тогда, в 1935 году, в Америке состоялось нечто вроде мировой премьеры танго «Ревность» — быть записанным оркестром «Boston Pops» Артура Фидлера, в сущности, и означало для автора мелодии, Якоба Гаде, поистине мировое признание.

gade2.jpg Неожиданно для себя Гаде оказался в положении пенсионера и мог теперь полностью отдаться своему любимому занятию — композиции. В 1939 году он вновь отправился в Соединённые Штаты Америки, где теперь уже его ждал восторженный приём в качестве международной знаменитости.

Вдоволь насладившись славой, в 1940 году Якоб Гаде вернулся на родину — ровно за день до того, как Дания была оккупирована германским вермахтом.

Первую мировую войну он фактически не заметил. Трудно сказать, чем он занимался в годы Второй мировой войны. В 1943 году Якоб Гаде поселился вместе с женой в маленькой рыбацкой деревушке на западе датского острова Фюн, где он тихо и мирно прожил последние двадцать лет своей жизни. После 1925 года он написал ещё немало вальсов и танго («Romanesca», «Capriccio», «El matador», «Glamour», «Lille Mary Anne», «Tango charmeuse» и так далее), но ни одно его произведение по популярности даже не приблизилось к знаменитой «Ревности»

Уже в 30-е годы грампластинки с записью танго «Ревность» появились и в нашей стране. Вот, к примеру, грамзапись, сделанная у нас в 1938 году (пластинка Грампласттрест 6490). В сопровождении фортепьяно (Самуил Жак) звучит гавайская гитара (Иван Троянов):

«Цыганское танго, муз. Гадэ» (Грампласттрест, катал. номер 6490)

Вообще, и в довоенные, и в военные, и в послевоенные годы было сделано бесчисленное количество записей танго «Jalousie» — во всевозможных аранжировках и самыми различными исполнителями, как чисто инструментальные обработки, так и «песенные» версии со словами на многих языках мира. Имена исполнителей-вокалистов просто невозможно перечислить — от Пласидо Доминго до Филиппа Киркорова, каждый из которых, конечно же, поёт об одном и том же: «Ревность, днём и ночью ты терзаешь меня…». Вот, например, как на итальянском языке изображает ревность неподражаемый и обаятельный Адриано Челентано:

Песня «Ревность» звучит по-итальянски — Адриано Челентано

Написанную вроде бы для немого фильма, мелодию танго «Ревность» можно услышать более чем в сотне телевизионных программ и фильмов уже вполне звуковых. Конечно же, и у наших кинематографистов танго «Ревность», наряду с танго «Утомлённое солнце» Ежи Петерсбурского, является излюбленным средством передать так называемый «аромат эпохи».

Вот, к примеру, отрывок из культового телефильма «Место встречи изменить нельзя» — эпизод засады на Фокса в ресторане (действие происходит в первые послевоенные годы):

Телефильм «Место встречи изменить нельзя»

Звучит знакомая мелодия танго «Ревность», хотя, разумеется, к собственно ревности этот эпизод имеет мало отношения… Другой пример — знаменитая песенка Остапа из кинофильма Марка Захарова «Двенадцать стульев». Музыку к фильму написал Геннадий Гладков; песенка Остапа (её исполняет Андрей Миронов) состоит словно бы из двух частей: не слишком выразительные по мелодии куплеты:

Нет, я не плачу и не рыдаю,
На все вопросы я открыто отвечаю,
Что наша жизнь — игра,
И кто ж тому виной,
Что я увлёкся этою игрой?..
 

 

— и запоминающийся припев, в мелодии которого без труда узнаётся всё та же «Ревность»:

Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей.
Белеет мой парус, такой одинокий,
На фоне стальных кораблей.
 

 

(кстати говоря, танго Якоба Гаде тоже состоит из двух частей; они даже написаны в разной тональности — но, разумеется, «куплет» танго «Jalousie» не уступает по красоте её «припеву»).

Эти два примера плохо соотносятся с названием танго, но, конечно, в большинстве случаев мелодия «Ревности» иллюстрирует в кинофильмах именно неприкрытую и жгучую ревность — как, например, в кинокомедии-фарсе Владимира Меньшова «Ширли-мырли»:

Отрывок из кинокомедии «Ширли-мырли»

Положа руку на сердце, следует признать: ревность в «Ревности» столь неприкрыта и жгуча, а страсти в мелодии невозмутимого датчанина Якоба Гаде столь латиноамериканские, что относиться к ним без иронии едва ли возможно. Примерно та же эволюция, как мы знаем, происходила и со старым польско-еврейским танго «Ребекка», да, в общем, и с другими довоенными танго: произведение, в своё время казавшееся многим едва ли не трагедией, в современном прочтении нередко оборачивается откровенным фарсом:

Танго «Ревность» в современном прочтении
(Вероника Шабашова и Андрей Глущенко)

И вот ведь что ещё забавно. Говорят, что в 70-е годы подсчитали, будто бы каждую минуту где-нибудь на планете обязательно звучала мелодия танго «Jalousie» — в сущности, оно было одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире. Теперь всё, конечно, не так. Теперь в Википедии в статье о ревности читаем под заголовком «Ревность в культуре»:

«Jealousy» — песня (1978) группы «Queen».

«Jealousy» — песня (1991) группы «Pet Shop Boys».

«Jealousy» — песня (1993) группы «Death».

«Eifersucht» — песня (1997) группы «Rammstein».

И ни слова о знаменитом танго, в своё время сводившем с ума весь мир…

Нет, не подумайте чего плохого: танго Якоба Гаде по-прежнему остаётся популярным и доступным на многих сайтах Рунета:

[02:24] Гадэ — Цыганское танго, Жалюзи или Ревность

[02:24] Гаде — Танго «Жалюзи» (Ревность)

[01:38] Узнать бы, хто поёт — Танго «Ревность» (Жалюзи) неизменно исполняется ансамблем Марты Кушнирской на воскресных бранчах.

Танго под названием «Жалюзи» можно послушать, например, здесь, а здесь можно даже взглянуть и на нотный текст:

Вашему вниманию представлены ноты танго из музыкального произведения Гадэ «Танго ревности» или также существует другое название этого произведения «Жалюзи».

Музыка танго одного из «королей танго», датского композитора Якоба Гаде (почему-то в нотах выше указан как А. Гадэ).

В общем, оплакивать печальную судьбу танго «Жалюзи» — явно ещё рановато. Правда, если дело пойдёт так и дальше, то всемирно известная некогда мелодия будет у нас ассоциироваться не столько с культурой, сколько с оконными занавесками…

ЖалюзИ, жалюзИ, жалюзИ… Ревность.

Валентин Антонов, март 2012 года

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...